Работники прокуратуры Москвы приняли активное участие в III Спартакиаде работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

М.: РГГУ, 2008. С. 563—591. В его экземпляре издания стихотворений Апухтина 1898 года заглавие «Сумасшедший» подчёркнуто. Стихотворение было переиздано в авторском сборнике в 1893 году незадолго до смерти Апухтина. В соревновании по плаванию команда Центрального федерального округа также заняла 3 место, уступив работникам прокуратуры Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Как и всё творчество Апухтина в целом, он относит это стихотворение к области «чистого искусства».


Алексей Зимин – помощник Нагатинского межрайонного прокурора г. Москвы. Для индивидуализации речевой характеристики своего героя Апухтин оформил центральную часть стихотворения отдельным стихотворным размером. Стихотворение написано в традициях реалистической литературы и построено как внутренний драматический монолог. Ещё одно жанровое определение стихотворения вводит П. А. Гапоненко: психологическая новелла в стихах.

Работники прокуратуры Москвы приняли активное участие в III Спартакиаде работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

Стихотворение было особенно популярно в среде поэтов-декадентов. Современные исследователи сходятся во мнении, что «Сумасшедший» принадлежит к числу наиболее совершенных стихотворений Алексея Апухтина. Ведь и опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» (Чайковский был другом А. Н. Апухтина) — также произведение о трагической судьбе игрока-Германна. Апухтинское стихотворение звучит в унисон и дополняет историю лужинской трагедии, по мнению С. В. Сакуна.

Так в неоконченной пьесе Александра Вампилова «Последний летний день» мотив мании величия обыгрывается в эпизоде слепого, просящего подаяние и поющего песню на стихи А. Н. Апухтина

Юлия Савосина – помощник прокурора Центрального административного округа г. Москвы. Церемония награждения победителей и призеров Спартакиады прошла в торжественной праздничной обстановке с участием творческих и спортивных коллективов.

Фабула стихотворения представляет собой монолог психически больного пациента, вообразившего себя королём, к которому в палату пришли родные (они же гости на приёме у короля). Его посетители — супруга больного и её брат, которых он то узнаёт, то принимает за иностранцев или подданных в зависимости от того, затуманен его рассудок или сознание проясняется.

Герой стремится вселить уверенность в плачущую Машу надеждой на благоприятный исход своего лечения. Светлые мысли об Оле уносят его к той поре, когда однажды в летний зной он с дочерью рвал васильки, преисполненный отцовского счастья.

Теперь воспоминания о том счастливом и одновременно драматичном эпизоде вновь погрузили больного в пучину безумия, воспоминание о прежнем припадке переходит в новый припадок. В конце концов больной «король» всё-таки решает, что, возможно, помилует своих «подданных», и велит «страже» выгнать непрошеных гостей. Стихотворение полиметрично. Они включали в себя несколько «голосов». Подобная полифония была применена внутри единого стихотворного монолога в качестве средства передачи спутанного, изменчивого сознания больного.

Элементы риторики и декламации, заложенные в произведении, делали его удобным для актёрского исполнения, рассчитанным на аудиовизуальное восприятие. Такая новелла во многом связана с прозой, почвой для новеллы, по мнению исследователя, стала русская психологическая проза Ф. М. Достоевского. Стихотворение «Сумасшедший» непосредственно связано с традицией Достоевского, считает Гапоненко.

12Неклюдов С. Ю.Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Этот врач с бутафорским венком на голове читает стихи Алексея Апухтина: «Да, васильки, васильки, много мелькало их в поле…». В письме к А. В. Гиппиусу 25 июля 1901 г. он писал так: «Придётся играть… сумасшедшего — в костюме и с Машей».

Немного по теме: