Памятный камень «Иван Сусанин» Фотографии

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина.


Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки.

Иван Сусанин. Подвиг и легенда

Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу.

За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими.

В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом.

По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину

Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С. М. Соловьёва и М. П. Погодина. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Следует отметить, что реальность Сусанина подтверждается царской грамотой, появившейся почти на 30 лет раньше даты подвига Галагана. В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов.

Образ Сусанина нашёл своё отражение в фольклоре. Из воспоминаний одноклассников: «Иван Сусанин ещё в школе был заводилой». При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причем последний был перерублен. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается (официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено).

Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Шамин С. М. Жалованная грамота священнику Ермолаю и его потомкам за помощь матери царя Михаила Федоровича инокине Марфе в годы годуновских гонений // Вестник церковной истории. Рязань, 11-12 апреля 2011 г. / Отв. ред. д. и. н., проф. В. Н. Козляков.

Сусанин доблестный и верный гражданин, Святой Руси достойный сын? Тебя ли можем мы чрез памятник прославить? Увековечим ли тебя в стране твоей Деяньем рук и грудами камней? Однако в 2012 году памятный знак был также убран, что свидетельствует об отмене проекта, связанного с восстановлением оригинального памятника.

У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству. Вся композиция была развернута в сторону Волги и Торговых рядов. На передней стороне облицованного гранитом постамента был вделан барельеф, изображающий сцену убийства Сусанина поляками.

Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Иван Сусанин полякам: «Водки не обещаю, но погуляем хорошо». Книжные новинки: Иван Сусанин «Как завести друзей». Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит”. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича, отчества Осипович не употребляется.

Немного по теме: