ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Вопросы 16–23: при положительном ответе на вопросы 16–20 раздельно или в сочетании – наблюдение врача учреждения, по показаниям – консультация оториноларинголога. Предлагаем следующую оценку физического развития детей и подростков.


3 до 7 лет – 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября. Как правило, оценка физического развития обследованных детей ограничивается сопоставлением их размеров тела со стандартами физического развития (соматометрия).

Возрастная группировка проводится на основании периодичности антропометрических обследований детей в различном возрасте. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной разбивкой тех и других.

Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека. Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями.

Крайние варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с эндокринными нарушениями в организме. В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

Характеристика физического развития. Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

Эти дети по классификации С.М. Громбаха, относятся к I–II группам здоровья. О степени резистентности можно судить по числу простудных заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествовавшего медицинскому осмотру. Степень напряжения адаптации – выражается в оценке первых трех критериев и является основой выделения трёх групп здоровья.

Периодичность наблюдения устанавливается врачом индивидуально для каждого, в зависимости от выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Дети II Б группы здоровья – это дети группы наблюдения дошкольным врачом и постоянного контроля медработником ДОУ, которые проводят активную санацию этих детей как на базе ДОУ, так и в поликлинике.

Это особенно необходимо детям с отрицательными ответами по анкете. Скрининг (просеивание) как начальный этап медицинского осмотра детей в организованных детских коллективах был предложен сравнительно недавно. Его основная цель – переложить часть нагрузки при проведении медицинского осмотра детей на плечи среднего медработника детского учреждения. Врач учреждения проводит анализ материалов и определяет ребенку группу здоровья.

В предлагаемой классификации здоровья главным объектом внимания становится здоровый ребенок группы риска, включая и детей с той или иной хронической патологией. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

Немного по теме: