Лирика южного периода (1820–1824)

Лирика южного периода (1820–1824). В мае 1820 г. Пушкин был выслан из столицы и отправлен в фактическую ссылку на Юг (официально – переведен на новое место службы). Период Южной ссылки справедливо считается периодом почти полного господства романтизма. И все-таки связывать южный период только с воздействием Байрона было бы опрометчиво.


Пушкин овладевает романтической темой, романтической проблематикой и романтическим стилем. Итак, влияние Байрона и чтение его поэм определили устремленность к романтизму и творческое содержание южного периода.

Пушкин в романтической лирике создает психологический портрет современника, эмоционально соотнося его с собственным поэтически воспроизведенным характером. Романтическое настроение, возникающее в лирике Пушкина, предопределено особым осмыслением биографических обстоятельств, получающих обобщенную трактовку. Элегия Пушкина перекликается и в своем стихе, и в «музыкальном» оформлении, в композиции с психологическими элегиями Жуковского, романтический стиль которого Пушкин уже усвоил.

Этот характер обрисован в эмоциональном ключе. Поверх реальных биографических фактов Пушкин строит условно-романтическую духовную биографию, одновременно и совпадающую и не совпадающую с реальной. Высокий жребий указал, И миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал». В «Песне…» Пушкин избегает фантастики и уклоняется от обычного для баллад чудесного вымысла. Наряду с романтической лирической стихией в южный период не менее мощно проявилась другая, антологическая лирическая струя, также в основном элегическая.

Романтическая элегия слита в стихотворении с антологической благодаря «романтической» ситуации и теме воспоминания, типичной для романтической лирики. Пушкин как бы перенесся в античную эпоху и от лица поэта того времени описывает обучение искусству поэзии.

В объяснении сути исторических событий Пушкин еще стоит на романтической точке зрения

Он окончательно сводит воедино стили двух течений русского романтизма – психологического и гражданского, или социального. И, что очень существенно, этот синтез предстал в больших лироэпических жанрах. Шенье с его пластикой, сдержанностью, гармонией явился для Пушкина прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности.

Творчество Пушкина 1820–1824 гг. отличается своим откровенным, почти господствующим лиризмом. В элегиях Пушкина возникает конкретный образ изгнанника поневоле, рядом с которым появляется условно-романтический образ изгнанника добровольного.

Конечно, романтический стиль наложил отпечаток и на пушкинскую антологическую лирику, но все же перечисленные стихотворения никак не вмещаются в границы романтизма

Пушкин переосмысливает факты своей биографии: не его, Пушкина, сослали на Юг, а он, следуя своим нравственным исканиям, покинул душное столичное общество. Погасло дневное светило…» (1820). Уже в первом стихотворении, написанном на Юге, присутствует господствующая для всей романтической лирики интонация элегического раздумья.

Стихотворение подводит итог внутренней жизни поэта в Петербурге и осмысливает ее как несвободную и нравственно неудовлетворительную. Отсюда контраст между прежним существованием и ожиданием свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Личность поэта помещена между «берегом отдаленным» и «берегами печальными».

Именно в романтической лирике и в романтических поэмах Пушкин преодолевает жанровое мышление. На юге Пушкин знакомится с поэзией Байрона, и это усиливает волновавшие его романтические настроения. В это время Пушкин создает множество романтических стихотворений, связанных с разочарованием в прошлом и с порывом к свободе. Пушкин в южный период отказывается от жанрового типа поэта, от условных масок лирического героя, а пишет от своего лица. В связи с этим преодолевается стертость выражения элегических чувств.

Немного по теме: