Инструменты и тесты

У глухих детей продуктивность внимания зависит от характера предъявляемого материала. Эти дети не являются умственно отсталыми, уровень их развития наглядного мышления- в пределах возрастной нормы глухих. Однако среди глухих имеются также учащиеся(10-15%) со значительным отставанием в развитии словесно- логического мышления по сравнению с тем, что наблюдается у большинства глухих.


Устойчивость как свойство внимания по мере взросления ребенка изменяется в сторону увеличения. По достижении ребенком школьного возраста у него формируется произвольное внимание, которое обладает такими свойствами, как устойчивость и переключаемость.

Изначально формирование произвольного внимания опосредовано общением с взрослыми. Взрослый указательным жестом направляет внимание ребенка на какой-либо предмет, тем самым выделяя его из общей массы всех предметов. Таким образом у ребенка постепенно из непроизвольного плана внимание начинает отображаться в произвольном. У детей, имеющих нарушения слуха, такой переход происходит в более позднем возрасте. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Физиологическая основа внимания – общая активизация деятельности мозга (переход от сна к бодрствованию и активности). Феномен внимания объясняется наличием в коре больших полушарий особого рода нейронов, не связанных с действием раздражителей разной модальности.

Когда деятельность связана с положительной ее мотивацией, эмоциональным отношением к ней, произвольное внимание трансформируется в постпроизвольное к выполняемой деятельности. Важным качеством являются направленность и концентрация внимания. С концентрацией связана интенсивность и устойчивость внимания. Избирательное восприятие исходной информации в силу нарушения функции слухового анализатора у детей происходит медленнее, чем у слышащих.

Скорость процесса приема и переработки информации у неслышащих детей ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. У глухих детей отмечается тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и в целом более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, большая утомляемость глухих. Трудности возникают в переключении внимания, что необходимо при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного объекта к другому.

Результаты фигурных тестов у глухих свидетельствуют, что визуально дети точнее определяют информационные признаки объектов. Важное значение для повышения эффективности внимания школьников имеет стимулирование их с помощью дополнительных установок. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Важную роль в развитии внимания глухих детей играет словесная регуляция, тесная связь деятельности с чувствами, интересами, прошлым опытом.

Но в средних и старших классах от детей требуется проявление волевых усилий в большей степени. Педагог должен учитывать относительную замедленность развития глухих, выдвигая соответствующие требования и выжидая результаты. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. Исследования показывают, что у значительной части глухих детей(около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений.

Инструменты и тесты

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый.

Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения.(Л.В.Занков, И.М.Соловьев). У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А.Рау).

Интернатная жизнь глухих детей также связана с их социальной незрелостью.(Meadow,1980)

По мнению И.М.Соловьева, причина скорее в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Может быть, именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений. Осязательные ощущения(ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев).

Глухие школьники не могут передать своими словами прочитанный текст, они связаны с текстом и стремятся к дословному, текстуальному его воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается

Интересен вопрос, связанный с тактильно-вибрационными ощущениями. По данным этого исследования с использованием тактильно- вибрационных ощущений речь глухих значительно улучшилась, и ее понимание посторонними лицами увеличилось на 38% по сравнению с прежним.

Путем длительных упражнений ему удалось добиться восприятия глухим с помощью тактильно- вибрационных ощущений ритма речи, ударений, дифференцации гласных, звонких и глухих согласных. Внимание-это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Запоминание и воспроизведение нарисованных знакомых изображений глухими учащимися 3-4-х классов имеет свои особенности. Глухие дети в условиях преднамеренного запоминания могут пользоваться рациональными логическими приемами запоминания.(Л.В.Занков, Д.М.Маянц).

В дошкольном возрасте у всех детей, в том числе и у детей с нарушенным слухом, ведущим видом внимания бывает непроизвольное. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется.

Немного по теме: